В чем смысл книги «Кудесник в городе богов»?
Денис Морозов, писатель и исследователь мифологии
Кудесник в городе богов, роман, фэнтези, детектив. Скачать бесплатно.
В аспирантуре я занимался темой, название которой может показаться заумным: «Этимология древнеславянских мифонимов». Мифоним – это имя мифологического персонажа. Например, Зевс, Афина и Аполлон – это мифонимы. Я занимался исследованием древнерусских имен, таких, как Перун, Дажбог, Стрибог, Мокошь. В поле зрения попадали и мифоперсонажи второго ряда, такие, как Марена, Ярило и Кострома. Последних нельзя назвать божествами. Это были куклы, которых крестьяне выносили в поле во время ритуала проводов зимы и встречи весны. В случае с Ярилой – проводов весны и встречи лета. Такую куклу топили в воде, сжигали или разрывали, а после солому, которой она была набита, разбрасывали по полю. Этот ритуал должен был обеспечить хороший урожай, «чтобы земля хорошо родила».
Меня очень заинтересовала этимология имени Кострома. Сразу скажу, что это не название города. Город назван по реке, на которой стоит. Есть ли у реки связь с мифонимом – это глубокий научный вопрос. Я стою на позициях научного скептицизма, поэтому простое совпадение форм не принимаю за чистую монету. Название реки («гидроним») может оказаться древнее и архаичнее, чем мифоним. Оно может выводиться не из славянских, а из финно-угорских корней.
Зато с самим мифонимом «Кострома» нет никаких проблем. Он ясно выводится из слова «костра», которое в наше время подзабыто. Может показаться, что «костра» - это то, как чукча называет костер. Действительно, связь между «кострой» и «костром» самая прямая. Костра – это отход, остающийся после трепания льна. Он высыхал и очень хорошо горел, поэтому его использовали для розжига огня. Можно сравнить его со стружкой.